Культура общения и этикет
Этикет общения

Чтобы быть в ладу с окружающими людьми и самое главное – с собой, человек должен правильно выстроить контакты на работе и дома, создать атмосферу взаимопонимания.
Очень часто мы устаем, испытываем большие нагрузки, не можем избежать конфликтных ситуаций. Существует множество причин, способных испортить отношения с родными или коллегами. Нам не удается сделать безоблачной семейную жизнь, а сложности на работе преследуют постоянно, поэтому спорные и трудные вопросы существуют всегда. Но мы можем научиться правильно общаться, держать себя в руках, чтобы жить с близкими людьми в мире и согласии.
Что же лежит в основе этикета общения, чему стоит уделить внимание?
Прежде всего, ко всем необходимо относиться доброжелательно, создавайте среди друзей и коллег атмосферу комфорта. Бережно относитесь к благополучию вашего семейного очага, не приносите в семью раздражение, возникшее на работе. Также не стоит делать свои домашние проблемы достоянием коллег. Пользуйтесь приемами релаксации в моменты усталости или напряжения.
В конфликтных ситуациях научиться правильно себя вести поможет выдержка. Вообще, не стоит допускать эмоциональных выяснений отношений, не ввязывайтесь в затяжные споры. Однако если конфликт уже произошел, постарайтесь не допустить его развития, спокойно подумайте, чем можно нормализовать ситуацию. Ради сохранения хороших отношений будьте готовы пойти на компромисс.
Общаясь с близкими людьми и коллегами, искренне интересуйтесь их делами, в случае необходимости – предлагайте помощь. Старайтесь больше слушать, чем говорить. Никогда не поддерживайте обсуждение кого-либо, кто оступился или допустил ошибку.
Периодически читайте литературу о работе над собой, тем самым повышая свою психологическую устойчивость. Благодаря этим знаниям вы сможете выбрать правильную линию поведения с родными, коллегами и друзьями, что будет способствовать приятному общению.
Самым главным в этикете общения является обращение. На «ты» можно обращаться лишь к близким друзьям или детям. Ко всем остальным (даже незнакомым ровесникам) обращаться следует исключительно на «вы». К тому же в присутствии посторонних правила хорошего тона требуют переходить на «вы» и уважительно называть по имени-отчеству родственника или друга. Это же следует делать и в тех случаях, когда демонстрировать фамильярные или родственные отношения неуместно.
Переходить от «вы» к «ты» необходимо тактично. Обычно, инициатива предоставляется женщине и человеку старшему по возрасту либо положению. Беседуя с кем-то о людях, не нужно упоминать их в третьем лице – «он» или «она».
Правилами этикета общения не допускается обращение к кому-либо по половому признаку – «женщина», «мужчина»; в зависимости от рода занятий – «сантехник», «почтальон»; возраста – « юноша», «старик», «ребенок». Однако к работницам сферы услуг позволяется употреблять обращение «девушка».
Перепутав имя или нечаянно оговорившись, следует извиниться. Немаловажную роль при разговоре играет дистанция между собеседниками. Оптимальное расстояние для деловых партнеров и малознакомых людей – длина двух вытянутых рук.
Хорошая тема для беседы – это самое лучшее в общении. Как правило, в обществе не приветствуются продолжительные воспоминания, долгие монологи, рассказы о детях, своих личных делах, заботах, вкусах, снах и привычках. Необходимо учитывать интересы собеседника, недопустимо перемывать кости знакомым и жаловаться на здоровье.
Избегайте разговоров, к которым собеседник испытывает явную неприязнь. Если подобная тема все же затронута – кратко извинитесь и переведите беседу в нейтральную плоскость.