Учимся писать стихи. Правила стихосложения
Катерина Снегирева. Как писать стихи
Писать стихи вовсе не так уж трудно, как думают многие. Чтобы писать стихи, нужно обладать желанием это делать и определенным словарным запасом. Конечно, хорошо браться за «перо» еще и в сопутствующем эмоциональном состоянии. Более того, это эмоциональное состояние – обязательная составляющая написания стихов на определенные темы: например, о любви или разлуке. Убеждена, невозможно написать хорошие стихи на эти темы без соответствующего эмоционального заряда.
Для написания стихов Вы должны овладеть азами стихосложения, с которыми мы Вас постараемся познакомить. В классическом стихе первое место занимает рифма. Однако, автор вправе сосредоточить свое внимание и на других компонентах стиха, иногда даже в ущерб качеству рифмовки.
Рифмуются не слова и не звуки, а СТРОКИ. При это важно выдерживать и стихотворный размер (способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (в случае полиметрии)).
РИФМОВКА – порядок чередования рифм в стихе. Существует несколько способов рифмовки. Например, смежная рифмовка, перекрестная рифмовка, кольцевая, холостая.
Смежная рифмовка: строки рифмуются по принципу: 1122, то есть первая строка со второй, третья с четвертой.
Пример:
Есть у меня мой друг. (1)
Друг понадежней двух. (1)
Может, он не богат. (2)
Но он всегда мне рад. (2)
(К. Снегирева)
Перекрестная (или классическая): 1212. Первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой.
Пример:
Март вернулся в город внезапно. (1)
Превратился в дождик снежок. (2)
Я с тобой сегодня, но завтра, (1)
Завтра я уеду, дружок. (2)
(К. Снегирева)
Кольцевая: 1221. Первая строка рифмуется с четвертой, вторая − с третьей.
За зеленой рослою травой (1)
Спряталась от нас ягода лесная. (2)
В прятки летний лес играет с нами. (2)
Мы съедим по ягодке с тобой. (1)
(К. Снегирева)
Холостая: 1232. Первая и третьи строки не рифмуются.
Умирает любовь первая. (1)
Ничего поделать нельзя. (2)
Бедная моя девочка. (3)
Кто тебя наказал? (2)
(К. Снегирева)
Также есть и другие способы рифмовки, например, одинарная: 1111. Первая строка рифмуется и со второй, и с третьей, и с четвертой.
Если придешь – впущу. (1)
Место найду плащу. (1)
В темень не отпущу. (1)
Все я тебе прощу. (1)
(К. Снегирева)
Рекомендуем Вам использовать из приведенных способов перекрестную или одинарную рифмовку при написании, по крайней мере, первых произведений. Комбинировать между собой разные способы рифмовки не следует. Выбрали перекрестную рифмовку, придерживайтесь Вашего выбора на протяжении всего стихотворения. Также не нужно стараться сделать стихотворения объемными. Максимум 2-3 строфы (строфами называются четверостишья) – этого вполне достаточно, чтобы выразить то, что Вы хотите сказать.
Пример стихотворения в 2 строфы (перекрестная рифмовка):
Северный ветер дует,
Чтоб холоднее стало.
Скажут, я − дура, люди,
Что я с тобой осталась.
Скажут еще те люди,
Будто ты мне не верен.
Все еще у нас будет,
Верю я, верю, верю.
(К. Снегирева)
Пример стихотворения в 3 строфы (перекрестная рифмовка):
Март вернулся в город внезапно.
Превратился в дождик снежок.
Я с тобой сегодня, но завтра,
Завтра я уеду, дружок.
Будешь ждать меня очень долго.
И смотреть в пустое окно.
Я тебе про эту дорогу
Говорила очень давно.
Не проси меня, не останусь.
От меня ключи ты не прячь.
И когда я все же растаю,
Ты не плачь, ты только не плачь…
(К. Снегирева)
Постарайтесь соблюдать размер (звук) стиха. То есть написанные Вами строки должны состоять из примерно одинакового количества слов, правильно расположенных и созвучных между собой. Поясним на примере одной и той же строфы.
Правильный вариант:
И вновь по улице с весенними цветами
Навстречу женщина идет судьбе
С усталыми, зелеными глазами.
Красивая. А может, так себе.
(К. Снегирева)
Неправильный вариант:
И вновь по улице с весенними цветами
Идет женщина навстречу судьбе.
С усталыми, зелеными глазами,
Красивая она, а может, быть так себе.
В последнем примере ошибки допущены во второй строке и в четвертой. Сравните первый вариант со вторым и поймете разницу. Старайтесь не допускать столкновения одинаковых или похожих согласных:
Пример:
И из гроба малец с раной встал с зияющей как дыра.
Читая такие строчки, приходится либо проглатывать буквы, либо выбиваться из естественного ритма стиха, также при произнесении искажается смысл написанного.
Старайтесь придерживаться правильных ударений. Не следует придумывать свои ударения.
Помните о правильно расставленных знаках препинания.
Не желательно делать дополнительных пауз внутри одной строки. Разумеется, если паузы (цезура) внутри строки только не задуманы Вами по смыслу.
Пример:
Скажут: не повезло. Только кому назло
Столько мы скажем слов – злых и напрасных слов.
(К. Снегирева)
Такие паузы часто встречаются при так называемой одинарной рифмовке (1111). Старайтесь писать с правильными окончаниями.
Пример строфы с правильными окончаниями:
Дождик, дождик, мой милый дождик…
Ты посмейся со мной немножко.
Сколько было глухих дорожек.
И парней под моим окошком.
(К. Снегирева)
Усвоив основные азы стихосложения, теперь Вы можете попробовать написать свое первое стихотворение.
Удачи Вам!
Автор: Катерина Снегирева
Другие работы автора: http://stihi.ru/avtor/telec